§ 1. Кошка в сказках русского народа Кот в фольклоре русских фигурирует довольно часто[1] .
В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, возьмем цикл сказок "Кот, петух и лиса"[2], которые у А.Н. Афанасьева иду под номерами 37, 38 и 39. Сказки эти очень похожи, да по суть почти одинаковы. В них лишь сменяются некоторые герои.
Рассмотрим № 37.
У старика жил петух и кот. Кот в поле еду старику носил, а петух дом его сторожил. Когда лиса узнала, что петух один дома бывает, стала он к нему ходить. Первые две попытки украсть петуха сорвались: петух так кричал, что кот еще в поле слышал его и приходил петуху на помощь. Но в третий раз не услышал его кот, поэтому лиса петуха в конце сказки съедает.
В № 38 все немного иначе.
Здесь уже нет старика, но зато появился баран. У кота и барана был петух. Лиса также похищала его, но кот спасал петуха дважды. В третий раз удалось петуха лисе украсть, но съесть она его не успела. Баран и кот опять спасают друга. Таким образом, эта сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло.
Сказка под №39 больше похожа на № 37.
По сюжету, петух живет только с котом. Лиса петуха дважды похищала, пока кот в лесу был. Но кот его отважно спасал, а в третий раз кот не услышал вопли петуха, и сказка опять заканчивается трагически - петух оказывается в желудке у лисы.
Образ кота во всех трех сказках схож. Его (кота) везде зовут Кот Котонаевич. Он выступает бравым защитником петуха. Причем у кота прекрасный слух, он умен и заботлив. То есть в этих сказках кот выступает как положительный герой.
Всем известен и следующий цикл сказок. Это "Кот и лиса"[3].
В сказке № 40 у мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.
В сказке № 41 сюжет немного иной. Кот жил у старика со старухой. Кот заботился о них, кормил их. А когда он стар стал, старик унес кота в лес. Когда лиса с котом познакомилась, то она нарекла его Котай Ивановичем, после чего она замуж за него вышла.
Сказка № 42 тоже отлична от предыдущей. В лесах дремучих жил "могучий кот, сильный кот". Цветом он был бурый, "шерсть на нем - дыбом, а хвост по земле волочится". Звери кота приглашают на пир, и все заканчивается как в № 40.
В сказке № 43 лиса выходит замуж за кота (Котонайло Ивановича), и все тоже заканчивается № 40.
Подводя итог циклу "Кот и лиса", можно отметить общие черты. Во-первых, везде звери боятся кота. Во-вторых, лиса выходит за него замуж. И, в-третьих, у кота всегда есть имя, причем с отчеством. Об особенности давать коту отчество, было сказано выше (см. главу 1, § 2). Карло Коллоди тоже пишет о союзе кота и лисы. Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может именно поэтому народная традиция соединяет их вместе.
Если рассматривать цикл сказок "Напуганные медведь и волки"[4], то в нем мы тоже увидим много схожего с предыдущим циклом.
В сказке № 44 кот жил у старика со старухой, часто проказил. А когда старуха заметила, то решила его убить. Кот, узнав, что замышляет хозяйка, решил бежать. Но не просто удрать, а прихватить с собой барана. Он обманом уговаривает друга бежать. Попав в лес, они увидели у костра волков. Хитростью кот их прогнал, съел их добычу (при этом он снова мурлычет, говоря как - будто "мало"). Волки побоялись вернуться обратно. Сказка схоже этим моментом с № 40.
В сказке № 45 козел и баран встречают серого кота Ваську. Бабка его из дому прогнала за то, что он сметану слизал. В остальном сказка такая же, как и предыдущая.
В этих сюжетах схож образ кота-вояки, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волки.
В сказке "Медведь, собака и кошка"[5], кошка играет второстепенную роль.
Собака и кошка жили в доме. Собака состарилась, и пошла в лес помирать. Там встретила она медведя. Тот придумал план, что он ребенка похитит, а собака спасет его. На том и порешили. Собака стала героем. Ее взяли обратно в дом, стали сытно кормить. Кошка к тому времени тоже состарилась, ловить мышей перестала. Только и делала, что посуду била, да молоко проливала. Мужик прогнал кошку из дому, а собака видит, что она помирает, и начала ее подкармливать продуктами из дому. Хозяйка узнала об этом и стала кошку бить. Через три дня вышел кобель со двора, видит, что кошка помирает, пошел с ней в лес и хотел кобылу изодрать, а та ударила его, и кобель издох. А кошка тоже пошла помирать.
В этой сказке кошка уже старая и неуклюжая. Причем собака помогала ей выжить до самой своей смерти.
"Кочеток, заяц да котик"[6] - сказка, известная многим. Была у лисы изба ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла лиса, выгнала зайца из дому. На помощь к нему только петух (кочет) пришел. Выгнали они лису. Котик с ними стал жить. Зимовал он под печкой - мышей ловил. Когда кочетка лиса схватила, тот закричал: "Котинька - мотинька, меня лиса тащит за крутые горы, за теплые воды, Котинька, заступись! Мотинька, помоги". Котик из-под печки вылетел, да вдогонку за ним. Шаркнул лису лапой, она и покатилась.
Эта сказка похожа на цикл "Кот, петух и лиса". Здесь кот опять выступает защитником петуха.
"О Ваське - Муське"[7] - русская сказка, записанная от Н.А. Ремезова, д. Алексеево, Пудожского района Карельской АССР, в 1939 году.
Жил помещик, у которого был кот. Звали его Васька - Муська. Кот работал хорошо - в хлебных лабазах (помещение для торговли зерном, мукой, и для их же хранения) ловил крыс мышей. Он мог нести во рту до фунта весом гостинец. Двадцать лет он жил у помещика. Когда кот состарился, у него выпали усы, зубы, глаза стали худые. Помещик его за это и выгнал. А Васька решил помереть возле лабаза, да и помер (он притворялся). Мыши его решили похоронить, вырыли ему яму. А он очнулся, и всех мышей переловил. У него в лабазе были еще полторы сотни лопат да музыка. Он стал лопаты продавать, да на вырученные деньги жить. Да в музыку играть стал. Жил после этого он еще лучше, чем у помещика.
В этой сказке кот показан очень хитрым, несмотря на то, что он старый. К тому же он предприимчивый.
Об образе кота-баюна в русских сказках упоминалось выше.
Существуют сказки об Иване Кошкином Сыне, из этой сказки следует, что царица, съев рыбу, забеременела. Кошка, тоже отведав этой рыбы, забеременела. Они родили сыновей (причем Иван - Кошкин сын - был человеком, причем могучим). Есть и сюжеты, где царице, чтобы забеременеть, надо было съесть кошачьего мяса.
Следует сделать вывод, что во всех просмотренных русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомится сметанкой или свежей мышкой. Может устроит "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные.
§ 2. Кошка в сказках украинского народа
Украинские сказки, изложенные ниже, собирались в 1974 году. Так как Украина в силу географического положения приближена к России, следовательно, между этими странами осуществлялись и культурные контакты. Поэтому многие народные образы Украины схожи с народными образами России.
Сказка "Почему ссорятся собака с кошкой и почему кошка ловит мышей"[8] была записана М. Глеба в селе Мартынка, Иршавского района.
Содержание сказки таково: встретились как - то кот и пес. Пес решил поинтересоваться, куда это кот собирается. А кот и говорит: "Надоело мне служить. Работаешь много, а пища совсем никудышная"[9] . Пес с ним согласился, и решили они найти такого хозяина, с которым договор можно будет заключить. Вскоре они нашли такого желающего. А раз кот стерег хозяйское добро в хате, то пес доверил ему и договор. Надоело коту с ним ходить, вот и решил он его спрятать. Засунул его в щель, кто его там искать будет? А когда хозяин в чем-то обошел пса, тот побежал к коту. Кот полез за договором, а его мыши и съели! "Тогда пес вцепился в кота, и между ними началась драка". С тех пор коты и кошки поклялись мышь истреблять, т. к. те поссорили кота с псом.
Кот в этой сказке "недалекий", мстительный. Но в начале он, все-таки, дружил с собакой.
Сказка "Про кошку и собаку"[10] была записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района от И. Дилинка.
У старика со старухой был сын, который вместо хлеба купил кошку и пса. Вскоре родители умерли, и Василь (сын) остался один. На охоте он спас жизнь змее, и та дала ему волшебную шкатулку, которая исполняла все его желания. Вскоре Василь получил царскую дочку и дворец. Но жена Василя обменяла шкатулку у любовника на зеркало. Любовник пожелал перенести дворец и принцессу за море. За то, что Василь не уберег жену, царь посадил его в темницу. Кошка ловила голубей и воровала колбасу для собаки и Василя (она носила еду ему в тюрьму). Натаскав пищи Василю на несколько недель вперед, кошка решила с собакой достать шкатулку. Дойдя до моря, кошка вспрыгнула собаке на спину, затем она же украла шкатулку у нового ее хозяина, и вернулась к воде. Решили, что собака будет держать шкатулку в зубах, пока они будут переплывать море. Но собака не удержала ее, так как захлебнулась, и шкатулка упала в воду. Кошка прогнала собаку, когда они прибыли на берег. На берегу рыбаки ловили рыбу, увидев кошку, они дали ей рыбину. Кошка забрала ее, а когда начала есть, то обнаружила там заветную шкатулку. Кошка сразу же побежала к Василю и вернула ему сокровище. Василь простил жену и возвратил свой дом.
Кошка в сказке показана всеобщим спасителем. Именно она кормила Василя, когда тот был в тюрьме. Она же не дала собаке умереть с голоду. Она же украла шкатулку у нового хозяина, и вернула ее Василю. Это ярко выраженный положительный герой.
Конечно, нельзя объективно судить об образе кошки в украинской сказке на основе двух рассмотренных сюжетов. Тем не менее, и здесь образ двоякий: в первой сказке кот все-таки ближе к отрицательному герою, а во второй - явно положительный.
§ 3. Кошка в сказках народов Испании
"Кот, собака и волки"[11].
Кот украл у хозяйки свиные колбасы, и священник на исповеди сказал ему, что Бог простит его, если он пойдет замаливать свой грех в Рим. В это время в этом же городе собака украла хлеб у хозяйки. Священник на исповеди сказал ей то же самое. Когда собака и кот встретились, то, проходя мимо пустыря, увидели вдалеке огонь. Решили они переночевать, и подошли поближе. А там семь волков у костра сидит. Тогда кот начал громко мяукать, а собака залаяла. Волки испугались и убежали, а собака и кот залезли на дерево. Когда волки увидели, что у костра никого нет, решили вернуться. В это время кто говорит собаке: "Послушай, подруга, я, кажется, объелся, и часть того, что я съел, сейчас выскочит из меня обратно!" "Потерпи немножко! - стала уговаривать его собака. - Ведь волки сидят внизу и ужинают". Кот подождал немножко и сказал "Нет, я уже не могу терпеть! Сил моих больше нет!" И все лишнее с шумом вылетело у него спереди и сзади и упало волкам на головы"[12] . Волки испугались и убежали, а кот спрыгнул с дерева и начал умываться. Ну а собака, у которой затекли ноги, стала скрести ими по дереву. Волки решили, что один читает заклинание против волков, а другой роет им яму, чтобы закопать то, что от них останется, и они решили убежать. Кот и собака переночевали у костра, дошли до Рима, Бог простил им грехи, и они вернулись домой.
В этой немного комичной сказке кот выручает собаку, и как бы это смешно не было, именно благодаря несварению желудка. Это лишний раз подтверждает чрезмерное обжорство кота.
"Старый петух и его друзья"[13] - сказка, по своему сюжету очень напоминающая немецкую сказку "Бременские музыканты". В этой сказке петух состарился, и ему за это хотели отрубить голову, но он сбежал. В лесу он встретил осла, собаку и быка, с которыми случилось то же самое. "Дорога поднималась все выше и выше в гору, и вот они увидели впереди карабкавшегося по склону облезлого и тощего черного кота. Он жалобно мяукал, и по всему было видно, что ему очень хочется есть"[14] . У него узнали, что он украл у хозяйки большой кусок мяса, после чего его избили, и он убежал в лес. Ему он предложили идти с компанией петуха, и он согласился. Вскоре друзья встретили ящерицу. Кот вспомнил, что она однажды помогла найти ему мышь, и ящерица пошла с ними. По пути они увидели дом, где жили разбойники. В итоге всех своих действий звери заняли дом разбойников (те в свою очередь убежали). Ну а наш приятель кот разместился у печки (остальные животные тоже заняли разные места). Когда разбойники хотели вернуться, звери их так напугали, что те и носу своего в этот дом после такого не совали. А петух и его друзья остались в этом доме жить.
В этой сказке кот сначала изображен жалким и беспомощным, но в сцене "выселения" разбойников из дому он повел себя как настоящий храбрец. К тому же, он не забывает и добрые дела (когда вспомнил про ящерицу, которая помогла ему поймать мышь). Таким образом, в этих двух сказках кот изображен все-таки положительным героем, ведь он помогает своим друзьям в трудную минуту.
§ 4. Образ кошки в сказках британских островов
В английских и шотландских сказках кошка часто исполняет роль помощника. Например, в сказке "Как Джек ходил счастья искать"[15] кот в компании с другими животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками. Интересно, что эта сказка по сюжетной конструкции похожа на предыдущую испанскую сказку и на немецкую сказку "Бременские музыканты". Это можно объяснить только тесными культурными контактами европейских народов.
Иногда кошка помогает случайно, не помышляя об этом. В сказке "Том - мальчик с пальчик" кошка, принимая Тома за мышь, случайно открывает лапой дверцу его клетки и выпускает его на свободу. В другой сказке, "Старушка и поросенок", кошка оказывает помощь вместе с другими.
В английских сказках кошка часто является обычным животным, не совершает никаких человеческих поступков, не говорит по-человечески и т.п. Отметим сказку "Уиттингтон и его кошка". Герой отдает свою кошку на корабль, плывущий в Африку. Там она расправляется с угрожающими людям мышами, и ее продают царю как необыкновенное и полезное существо.
Но иногда в сказке кошка-животное ведет себя неожиданным образом. Например, в сказке "Кошачий король" хозяева всю жизнь считали своего черного кота самым обычным животным. Но однажды уже состарившийся кот узнает из рассказа хозяина о странных кошачьих похоронах в лесу. Тогда кот вдруг убегает, произнеся фразу: "О небо! Значит, старый Питер преставился и теперь я - кошачий король".
А в сказке "Господин всех господ" кошку считают похожей на "усатую обезьянку".
В сказке "Черный вор"[16] главный герой рассказывает различные истории. Среди них имеются и та, что про кошек. Его история про тринадцать заколдованных котов.
Когда черный вор грелся у костра "из темноты со всех сторон, крадучись, появляются тринадцать большущих и жутких котов! Таких больших и страшных, каких свет еще не видывал: двенадцать котов ростом со взрослого мужчину, а тринадцатый - их вожак, еще того больше. Огромный, свирепый, с дикими зелеными глазами, так и загоревшимися и засверкавшими, когда он уселся и огня и уставился на меня"[17] . Другие расселись по шесть сторон от него и начали мурлыкать очень громко "словно гром гремел в тихой ночи". Вожак был рыжего цвета, с огромным аппетитом. Он не только набросился на лошадь черного вора и разодрал ее пополам (одну часть себе, а другую - свите). Но он хотел и вора съесть, да только тот его обвел вокруг пальца. Заколдованный кот может быть и рыжим и черным.
Черный кот - постоянный атрибут колдуна. Такой персонаж, например, появляется в сказке "Питер - простачок"[18]. Глупый герой считает черного кота, свернувшегося перед дверью мудрой старухи, "хорошей приметой". Хотя всем, включая читателя, заведомо известно обратное.
Сравнивая английские сказки о кошке и с такими же сказками других народов мира, можно увидеть в них и сходство, и различия. Например, некоторые русские сказки или определенные сюжетные мотивы (черный кот у Бабы-яги или ведьмы) имеют соответствия в английской и шотландской культуре. Однако кошка - личный демон - присутствует в русской культуре только в сказках, в то время как в Англии и Шотландии такой образ очень распространен и за пределами фольклора. Во многих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В английских и шотландских сказках, так же как и в других, нет ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами.
Практически во всех традициях кошка свободолюбива. Она может быть предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п.
§ 5. Образ кошки в чешской сказке
"Почему собака рычит на кошку, а кошка губит мышей"[19].
Эта сказка практически идентична украинской сказке "Почему ссорятся собака с кошкой, и почему кошка ловит мышей". Только здесь не одной собаке дали грамоту, а всем собакам. Не мышь выкрала пергамент, а кошка. Мыши же решили съесть его. Когда собаки на сходке решили показать грамоту вожаку, то выяснилось, что кошки ее украли, а мыши съели. Такую схожесть сюжетов можно объяснить тесными культурными контактами чешского и украинского народов. Кошки здесь тоже коварные, да еще и воровки
§ 6. Образ кошки в болгарской сказке
В Болгарских сказках образ кота встречается не часто. Мною была обнаружена только одна сказка. И то, в ней встречается не взрослый кот, а маленький котенок.
Это сказка называется "Мальчик, щенок, котенок и лягушонок"[20]. Эта болгарская сказка также как и предыдущая чешская похожа на украинскую "Про собаку и кошку". Немного изменены герои, но суть та же. Котенок маленький, не может себя защитить, прожорливый. Он то и заставил крысу вернуть волшебную коробочку, грозя ей съесть ее деток. Опять же культурные контакты определяют схожесть сюжета, можно сказать, практически одинаковость.
§ 7. Образ кошки в ингушских и чеченских сказках
В сказках этих народов нет кошки как главного героя. Она упоминается лишь мимоходом. Есть кошка в сказке "Мышки - подружки"[21], "Ласточка"[22], "Блошка и вошка"[23] . Во первой сказке кошка, появившись случайно, съедает мышь, в двух других кот изображен ленивым любителем понежиться на солнышке. Он начинает действовать только тогда, когда что-то может помешать его покою.
§ 8. Образ кошки в сказке адыгских народов
Сказки адыгских народов похожи на их соседей - на сказки чеченцев и ингушей. Тем не менее, отличия, конечно же, есть.
В сказке "Старый кот и мыши"[24] главным героем является кот. Он был настолько стар, что у него выпали все зубы, и он уже плохо видел. Мыши же очень докучали ему, лазали практически у него перед носом. Решил он им отомстить, хитростью заманил их в мешок и передавил всех разом.
Кот, несмотря на свою старость, хитрость справился со всеми мышами. Удивительно то, что мыши всегда верят словам кота, настолько он их "завораживает".
§ 9. Образ кошки в казахской сказке
О казахской сказке было уже немало сказано (см. Введение). Образ кошки встречается и в казахском фольклоре.
В сказке "Макта и кошка"[25] кошка является основным действующим лицом. Когда девочка Макта нашла изюминку, она хотела поделиться ей с кошкой. Но кошка долго не отзывалась на крик девочки, и та сама ее съела. Когда кошка пришла, Макта не сказала ей, что она хотела. Тогда кошка пролила катык (молоко) девочки, а та отрезала у кошки хвост. Девочка в обмен на хвост попросила кошку наполнить миску катыком. Кошка смогла это сделать, лишь когда "прижала мышь за горло", т. е. воспользовалась своей "властью" над мышкой.
Кошка в казахской сказке достаточно свободолюбивое животное, ведь она не приходит к девочке по первому зову. Но кошка и может добиться того, чего хочет.
§ 10. Образ кошки в арабской сказке
В арабской сказке "Кошка и мышь"[26] кошка показана глупой, ее можно "обвести вокруг пальца", причем это под силу даже мыши. Кошка и мышь сначала были друзьями, кошка питалась только птицами. Когда мышь и кошка решили перебраться на лодке на другой берег, мышь прогрызла дырку в лодке. Кошка разгневалась (она же боится воды) и хотела съесть мышь прямо в лодке. Мышь предложила кошке подождать, пока они приплывут на берег. Так и сделали, но мышь успела улизнуть в норку. Вот почему кошка разучилась спать глубоким сном, по ночам прислушивается, не скребет ли мышь, часами стережет ее у норки.
Как видно из этой сказки, кошку легко привести в ярость, причем последствия этого не всегда известны.
§ 11. Образ кошки в монгольской сказке
Монгольская сказка "Собака, кошка и мышь"[27] по сюжету очень похожа на украинскую и чешскую сказки. В этой сказке псу человек пожаловал грамоту, и собака стала первым другом человека. Рассердилась кошка и "почернела от зависти". "Не найти мне покоя, пока собака владеет золотой грамотой. Ведь она будет пуще прежнего стеречь хозяйское добро. Нам от него и крошечки не перепадет". После этих лов кошка приказала мыши украсть грамоту. Собака узнала об этом и кинулась на мышь, та сказала "кошка заставила". А кошка прыгнула на дерево, тем и спаслась.
В этой сказке кошка опять показана хитрой, завистливой и воровкой.