Понедельник, 29.04.2024, 12:58

Уменьшить
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Коррекция поведения собак (Гриценко В.В.) - МИРСКОЙ ФОРУМ | Регистрация | Вход
 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МИРСКОЙ ФОРУМ » НАСТОЛЬНЫЕ КНИГИ » РАЗНОЕ » Коррекция поведения собак (Гриценко В.В.)
Коррекция поведения собак (Гриценко В.В.)
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:26 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Что такое нежелательное поведение.
Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, давайте, более чётко определим, что же это такое. Если вы будете хорошо представлять себе, что такое "плохое" поведение, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованы. Как говорится, понять - простить.

Часть поведения генетически предопределена и специфична для каждого вида животных. Собаки ведут себя как собаки. И должны вести себя как собаки, а не как коровы или овцы. И мы должны учитывать видоспецифичное поведение, которое является нормальным для данного вида животных. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, иерархической агрессией по отношению к членам семьи, обгрызанием мебели, агрессивным отношениям между кобелями, повышенной потребностью в движении.

Но у собак специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди добивались этого. Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку-компаньона. Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению является патологией. В этом случае говорят о отклоняющемся (или девиантном) поведении. Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние "ложной" беременности, в связи, с чем устраивают норы, усыновляют игрушки и т.п. Очень часто причиной аномального поведения (т.е. поведения, не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, воспалением мочевого пузыря. Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении. То есть о поведении, проявления которого не хотим по каким-либо причинам. Это более широкий термин, который объединяет девиантное и аномальное поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к "плохому". Например, видоспецифическое поведение может быть чрезвычайно выражено, с нашей точки зрения, или, по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательному поведению мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, то есть асоциальное поведение. Или конфликтное поведение, когда оно приводит к конфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека!) поведение, когда нормальное поведение осуществляется в неподходящих для этого условиях. Например, нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Или просто поведение, которое не нравится конкретному человеку.
Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться.

Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия - которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыко м.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути утоления своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как было бы необходимо, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит.

Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. И новый способ пищедобывания записывается в память и, при необходимости, будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время. Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

 
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:27 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем, удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что кроме навыков, существуют, еще и привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, Но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки. Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно - начать формирование других привычек, а это требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего, потому, что с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности. И в связи с удовлетворением потребности, а часто и по другим причинам, на которых мы здесь останавливаться не будем, вызывает положительные эмоции у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. Собаке же предлагаются навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение. Распространенным заблуждением является мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, причинно-следственные (условные рефлексы) образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. И по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее. Следующая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. И последнее. Когда формируется навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильней и устойчивей становится соответствующая этому действию совокупность нейронов. И не существует в мире ластика, при помощи которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны. Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех.
Почему появляется нежелательное поведение.

В том, что наши собаки становятся проблемными, виноваты только мы - владельцы. Одна из причин этого кроется в нашем отношении к собаке. Пытаясь разобраться во взаимоотношениях "человек - собака" при помощи специально разработанной для этого дела анкеты, я опросил 212 владельцев собак - 97 мужчин и 115 женщин. Опрошенные имели собак следующих пород: лайка, немецкая овчарка, ротвейлер, кавказская овчарка, бернская овчарка, черный терьер, доберман, боксер, английский бульдог, французский бульдог, английский сеттер, эрделыерьер, тайган, колли, миттельшнауцер, ризеншнауцер, английский кокер-спаниель, московская сторожевая, лабрадор, такса, аргентинский дог, восточноевропейская овчарка, среднеазиатская овчарка, чау-чау, цвергшнауцер, тойтерьер, американский стаффордширтерьер, ньюфаундленд, фокстерьер, американскийкокер-спаниель, пудель, а также беспородных собак и метисов. Причем 1 3 владельцев имели двух и более собак разных пород.

Но прежде чем мы рассмотрим результаты опроса, давайте познакомимся с понятием "антропоморфизм".

Антропоморфизм:
1. представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку;
2. приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является;
3. перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы).

Мы на самом деле очеловечиваем собак и, следовательно:
а) воспринимаем их поведение не так, как надо;
б) навязываем им неадекватные их природе формы поведения;
в) общаемся на непонятном им языке и
г) используя "человеческие" методы и способы воспитания и дрессировки, неэффективно или неправильно формируем их поведение.

 
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:27 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Что нам нравится в собаках?

Вопрос этот далеко не случаен. Все дело в том, что мы хотим видеть в наших собаках то, что нам нравится. И вполне сознательно положительно подкрепляем (например, хвалим) понравившиеся нам особенности поведения, развивая и закрепляя их в собаке. Поэтому то, что нам нравится, выражается в собаке все ярче и ярче и повторяется все чаще и чаще. А нравится нам, таким непохожим, в собаке очень разное. Причем, некоторые свойства собак имеют различную ценность для мужчин и для женщин. Подавляющему большинству владельцев нравятся свойства, делающие собаку удобным и неконфликтным социальным партнером. Но среди нас есть те, кому нравится потенциальная или реальная конфликтность своих собак, как интравертная (направленная внутрь семьи), так и экстравертная (по отношению к посторонним собакам и людям)!

Например, гордость в собаке нравится 67,9% владельцев. Однако следует помнить, что гордость, помимо всего прочего, трактуется и как "высокомерие, чрезвычайно высокое мнение о себе, спесь". Хитрость нравится 42,5% владельцев, но ведь хитрый - это еще и "изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями". Среди свойств собак, которые можно назвать критическими, нам нравятся самоуважение (86,3%), настойчивость (64,2%), независимость (37,7%), агрессивность к посторонним (34,4%), умение обманывать (20,8%), настырность (17,9%), наглость (15,6%), ревность (15,1%), упрямство (9,0%), агрессивность к собакам (8,5%), злопамятность (3,3%), нелюбовь к членам семьи (2,4%). Недооценка негативных сторон этих свойств собачьего характера может служить первой причиной наличия "проблемных" собак.
Почему наши собаки кусают людей на улицах?

А почему бы и не кусать, если агрессивность к посторонним, как выясняется, нравится 34,4% опрошенных владельцев собак, а мирятся с ней 22,6%. А если учесть непослушание наших собак и то, что владельцам собак больше нравятся именно собаки, а не люди, то просто удивляешься, почему они еще так мало кусают законопослушных граждан. Тем более что дружелюбие по отношению ко всем нравится только 23,6% владельцев, а не нравится 49,5% , и мирятся с этим "недостойным поведением" 25,0%.
Почему наши собаки дерутся друг с другом?

Во-первых, потому что они непослушны, и нам трудно предотвратить назревающий конфликт. А во вторых, потому что агрессивность к собакам хоть и нравится только 8,5% владельцев, но мирятся-то с ней 22,2%, то есть достаточно много для того, чтобы понять, почему собачьи бои такое распространенное явление.
Почему существуют внутрисемейные проблемы с нашими собаками?

Казалось бы, у нас в семьях с собаками все должно быть хорошо. Любовь к членам семьи нравится 94,3% опрошенных, мирятся с ней 3,8% и не по душе она только 1,4% владельцев собак. Но в то же время нелюбовь к членам семьи нравится 2,4%, а мирятся с ней 5,2% опрошенных владельцев собак. Но это прямые вопросы, по сути дела для опрашиваемого они звучат еще и так: "Ты плохой или хороший?". Нормы морали и этики не позволяют нам быть до конца откровенными. Подсознательно они заставляют нас отвечать так, как это принято в обществе (социальной группе и т.д.). Почему я так считаю? Потому, что, например, ревность не нравится только 34,9% опрошенных, нравится 15,1%, и мирятся с ней 49,5% владельцев собак. Что, владельцы собак не знают, что собачья ревность это разновидность иерархической агрессии? А ревность по отношению к членам семьи, в разной степени выраженности, встречается в 50% семей, имеющих собак. Другая причина проблем кроется в том, что своих собак считают Собаками только 40,6% опрошенных владельцев. И мы позволяем своим собакам очень многое, в том числе и то, что провоцирует вооруженные (зубами) конфликты. Например, мы позволяем собакам быть гордыми: гордость нравится 67,9% и мирятся с ней 18,9% владельцев. Однако понятие "гордость" имеет два значения: это чувство собственного достоинства, самоуважения, но в то же время и высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь. Самоуважение собак нравится 86,3%, мирятся с этим 9,4% владельцев собак. Злопамятность нравится 3,3% владельцев, но мирятся с ней 21,8%. Эгоизм нравится только 3,6% опрошенных, но мирятся с ним 19,3% владельцев собак. Наглость, настырность, упрямство и независимость наших собак тоже вносят свою лепту в провоцирование внутрисемейных конфликтов. Огромное значение в появлении нежелательного поведения имеет наша кинологическая малограмотность. Она проявляется в незнании этологических особенностей собаки как вида, которое часто приводит к неправильному выращиванию и содержанию, в незнании особенностей конкретных, в незнании основ воспитания и дрессировки и довольно часто в несколько безответственном отношении к факту наличия собаки. Например, мы безответственно относимся к приобретению собаки. А несерьезное отношение почти к любому из указанных условий является причиной серьезных проблем. Не зная особенностей породы и ее целевого назначения, мы, по сути, покупая собаку, берем "кота в мешке" - мы неправильно выбираем породу. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка "самая умная" собака; приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку. Недостаток опыта в содержании собак является основной причиной возникновения нежелательного поведения, особенно это касается крупных, физически сильных собак служебных и бойцовых пород. Такие собаки стремятся занять лидирующее положение в семье и склонны к агрессивному разрешению конфликтов даже с членами семьи. Необходимо вовремя заметить признаки зарождающегося нежелательного поведения и предотвратить его развитие. А лучше заранее направленно формировать поведение щенка. К сожалению, кинологическую грамотность наших владельцев на "отлично" не оценишь. Недостаток опыта, знаний, а заодно времени и терпения - вот еще одна причина появления конфликтного поведения наших собак: так из 99 опрошенных владельцев собак только один признался в том, что при выращивании щенка ни в чем не испытывал недостатка. Согласитесь, мыс вами воспитанными не родились. Таковыми нас сделали множество людей, которые тратили на это неблагодарное занятие время, прилагали усилия и обладали терпением. Точно так же обстоит дело и с собаками. И если вы жалеете или не обладаете временем и терпением или не хотите, или не можете прилагать усилия, будьте готовы встретиться с проблемами в поведении своей собаки. Дело в том, что еще одной причиной нежелательного поведения наших собак является неправильное воспитание или полное его отсутствие.

 
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:27 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Не верьте, если вам говорят, что какие-то породы не нуждаются в воспитании. Таких нет! Не верьте и тому, кто утверждает, что без особых усилий воспитал идеальную собаку.
Скорее всего, он приукрашивает. А может быть речь идет о бессознательном (неосознаваемом или неосознанном) воспитании, в чем не отдает себе отчета такой хозяин собаки. Неосознанное воспитание штука хорошая и заманчивая. Но оно бывает эффективным при наличии опыта. Да, действительно, подавляющее большинство родителей не имеют педагогического образования и не выделяют специально 2-3 часа в день на воспитание своих детей. Они просто живут со своими детьми, общаются с ними и сотрудничают. И ничего, достаточно хорошо воспитывают своих детей (за небольшим исключением). Но родители обладают опытом - их самих воспитывали, они постоянно воспитываются в процессе взаимодействия с другими людьми, они обладают знаниями - норм поведения человека в обществе. Для людей может быть этого и достаточно. Но если в вашей семье растет собака, этого мало. Собака существо особое, ей нужно специальное воспитание! А огрехов в воспитании - воз и маленькая тележка! Так, по результатам ответов 99 владельцев взрослых собак на вопрос: "Если бы у вас была возможность вернуться назад во времени, чему бы вы уделяли больше внимания?", оказалось, что наименее серьезно мы относимся именно к воспитанию и воспитательной дрессировке своих щенков. Таким образом, если бы существовала машина времени, большинство владельцев собак больше занимались бы воспитанием своих собак, причем воспитывали бы их гораздо требовательнее и немного жестче. Неправильное воспитание как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек в поведении, как дома, так и на улице. Это, прежде всего, агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды "Ко мне!" и большая часть остальных проступков собаки. А не аккуратность? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы прятали вне пределов досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком, используя предметы обихода? И не смеялись ли вы над тем, как забавно треплет щенок вашу бирючину? Или над - тем, как он подпрыгивает, - радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он, съев селедочную голову, наконец, подходил к вам? То есть, не подкрепляли ли вы бессознательно неправильное поведение? Бывает ведь еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой не подходи к хозяину - попадет по первое число.

Неправильное выращивание и содержание собаки заключается, прежде всего, в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. Отсутствие или недостаточность физической нагрузки - основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Не менее важны, впрочем, отсутствие или недостаток внимания, уделяемого собаке, недостаток общения с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, - что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является стрессом, который вызывает страх. В лучшем случае собака испытывает скуку. Пытаясь отвлечься или развлечься, собака ничего не находит в квартире, кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает "хулиганить", если решает, что вы уделяете ей мало внимания. Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то имейте в виду - он вызывается или страхом, или соответствующим эмоциональным состоянием. Интенсивность и продолжительность лая прямо пропорциональны степени возбуждения собаки. Неправильное кормление заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стене. Больная собака может отличаться извращенным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается, если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов. Соответствующее физиологическое состояние собаки иногда может быть причиной "неправильного" ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью. Но и особенности возрастного периода собаки могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните привычку детей разбирать подаренные им игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет, и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому что игра для него дело серьезное. Она, прежде всего, служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемов борьбы, охоты и так далее. Кроме того, игра это и физическая тренировка. Играют же, как известно, с партнерами или предметами. По мнению тех, кто уже вырастил собаку, начинающий владелец должен знать прежде всего способы и методы воспитательной дрессировки, закономерности поведения собак и особенности их кормления, уметь оказывать первую ветеринарную помощь (каждым опрошенным было отмечено не менее 6 позиций). Иногда нежелательное поведение появляется как следствие направленного (осознанного) неправильного воспитания. Например, владелец, желая вырастить из щенка караульную собаку, сознательно подкрепляет любое агрессивное поведение - в игре с собой, по отношению к незнакомым людям и собакам. То есть сознательно формирует повышенную общую агрессивность, не подозревая, что сформировавшись, она легко может выплеснуться и на членов его семьи.

 
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:28 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Методы коррекции поведения.
Прежде чем говорить о борьбе с конкретными формами нежелательного поведения, мы коснемся общих методов коррекции поведения. В дальнейшем при анализе какого-либо случая мы не будем повторяться, а при необходимости станем ссылаться на соответствующий раздел. Кроме того, автор как человек имеет право всего не знать. Поэтому, если вы столкнетесь с формой поведения, не описанной в данной книге, то, зная методы коррекции, сможете самостоятельно назначить курс лечения.

Метод 1 - Формирование желательного поведения.

По своёму содержанию этот метод является для нас направленным правильным воспитанием собаки и, хотя книга посвящена не воспитанию, а перевоспитанию, мы все-таки упомянем и о нем. Приобретая щенка, мы должны знать и помнить, что наши собаки начинают накапливать опыт, и плохой, и хороший сразу после того, как появились на свет. Наша задача, - предложить им хорошие формы поведения до того как они сами займутся своим воспитанием. Быть воспитанным, значит уметь хорошо себя вести (в семье на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру). Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:
собака - член семьи человека;
собака - член общества людей;
собака - член общества других животных;
собака как партнер в паре: человек (хозяин) - собака;
собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;
собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон; собака-охотник и т.д.).
Собака должна себя вести адекватно поведению членов семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, так же, как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной, На её работы собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда, это уже реализация -психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки.

Под социализацией понимают "процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности". Проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие социализации, неполная или неправильная, социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использовании. Иногда у собаки, напротив, развивается повышенная агрессивность.
Как и человек, собака относится к не зрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы - окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза (т. е. раннего развития). Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается. В условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется и наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т.п. Известен так называемый "синдром питомника", а в настоящем времени приходится говорить о появлении "синдрома квартиры".

Ранняя, сенсорная депривация (депривация - лишение, отсутствие чего-либо), которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных контактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция) вызывает часто не компенсируемые дальнейшем недостатки поведения. Ранняя сенсорная деривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:
морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимся в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга.
торможению формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;
сохранению "рефлекса настороженности";
замедлению угасания ориентировочно - исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;
ухудшению сенсорно-моторной координации животных, что выражается в трудности освоения двигательных навыков;
активации нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного;
снижению стрессоустойчивости и ухудшению состояния конституционального (естественного) иммунитета.

Таким образом второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) является обеспечение адекватного дозревания (формирования) центральной нервной системы собаки.

 
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:28 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Применительно к животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие "темперамент", под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, характеризующих степень активности и эмоциональности и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.

Как только рождается животное, генетически наследуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть даже очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бесконечности, а в рамках генетически предопределенной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наиболее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизменными после этого, но их изменения во взрослом состоянии уже не столь значительны.

Конечно, темперамент может формироваться и без участия-человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономерным. 3адачей человека является формирование темперамента с заданными свойствами (в рамках генетического вариации данного животного), которые определяются целью использования собаки. Таким образом, воспитание это еще и формирование темперамента. Нарисуйте себе образ идеальной собаки (а он достаточно индивидуален), представьте себе, как она должна себя вести в той или иной ситуации и научите этому щенка. Тогда ему не нужно будет придумывать свои способы удовлетворения потребностей и разрешения ситуаций.

Покупая щенка, сделайте так, чтобы месяцев до 6, 8 он не оставался дома один. Это можно устроить, если выстроить в ряд отпуска взрослых и каникулы подрастающих членов семьи. Тогда щенок будет расти под обязательным надзором, и вы будете иметь возможность вовремя пресечь нежелательное поведение, не дав ему закрепиться до навыка. Когда такой возможности нет, необходимо приобрести, придумать и изготовить множество игрушек и как можно чаще играть ими с собакой, чтобы отработать до навыка ее взаимодействие с определенными предметами. Тогда щенок чаще будет обращаться именно к ним и оставит в покое предметы обихода. Но пока он мал, убирайте все, что может привлечь внимание щенка, вне пределов его досягаемости - это не так уж трудно. А если сразу приучить щенка есть только по команде и только из миски, то вы избавитесь от многих будущих проблем: попрошайничества и принятия еды от посторонних лиц, а также поедания пищи с земли. И команда подхода к хозяину, и привязанность к нему формируются легко и на всю жизнь, если начать работать над ними, когда собаке исполнится 2 месяца. Чем позже, тем труднее.

Первые месяцы жизни щенка выводите его гулять только на поводке. Постоянный контроль позволит направить поведение щенка в нужное русло и контролировать его. Не оставляйте щенка без внимания, постоянно играйте с ним, не давая ему времени и возможности для всех неблаговидных действий. После прогулки щенок должен быть очень уставшим, тогда домой он придет отдыхать, его двигательная и разрушительная активность будут значительно снижены.

Как мы уже говорили, щенок обучается легко и быстро. К тому же он физически настолько слаб, что с ним нетрудно справиться. Поэтому не откладывайте обучение (дрессировку) собаки ходить рядом с вами на поводке, не тянуть на лестнице и во время прогулки. Не ждите, пока ваш дог, ротвейлер или кавказская овчарка станут сильнее вас. То же касается и борьбы с иерархической (внутрисемейной) агрессией.

 
ЛенаДата: Суббота, 22.11.2008, 20:28 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Метод 2 - Устранение возможности совершения нежелательного поведения.

Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не укусит человека или другую собаку и не причинит вреда домашним животным. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, когда она остается в квартире одна, но при условии, что собака намордник не снимет.

Такого же эффекта можно достичь, если содержать собаку в клетке, посадить собаку на привязь, оставлять ее в комнате, лишенной ценных для вас вещей или убрать вне пределов досягаемости собаки все то, что не предназначается для ее зубов.

Чтобы собака не убегала, ее водят на поводке, прогуливают на огороженном участке или привязывают к ошейнику увесистую палку, которая мешает собаке бежать (так иногда поступают охотники).

Чтобы собака не воровала продукты, их нужно убирать подальше чтобы не лазала на диваны и кровати, на время своего отсутствия положите туда стулья. И так далее, и тому подобное, главное - если вам не нравится какое-либо поведение вашей собаки, сделайте так, чтобы она не смогла его совершить. Правда, нельзя утаить того, что верным способом избежать непорядка в квартире и испорченного настроения на улице, является отсутствие собаки.

Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его достоинствам можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы получите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.

Способ устранения физической возможности совершения нежелательного поведения не устраняет потребности (мотивации), лежащей в его основе, и не предлагает освоить другую форму поведения. Но этот способ, не допуская повторений плохого поведения, препятствует его закреплению. Если же хозяин собаки очень постоянен и настойчив в применении этого способа, то поскольку многие, нежелательные для человека формы поведения собаки характерны для периода ее детства, способ может помочь благополучно миновать их. То есть, пока вы держите щенка на привязи и не даете ему возможности съесть вашу обувь, он вырастет, и желание съедать обувь пропадет само собой. Но содержать щенка на привязи опасно тем, что он может запутаться, а в туалетной комнате на кафельном полу может простудиться. Пожалуй, лучшим выходом из такой ситуации будет поддержание порядка в квартире, если же вам лень убирать обувь, поможет клетка

 
МИРСКОЙ ФОРУМ » НАСТОЛЬНЫЕ КНИГИ » РАЗНОЕ » Коррекция поведения собак (Гриценко В.В.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz